Профанация – это акт оскорбления священных вещей или обращения с ними с презрением или непочтительностью; непочтительное или слишком фамильярное обращение или использование того, что свято; осквернение; осквернение святилища; осквернение имени Бога.
Что такое ПРОФАНАЦИЯ — определение, значение простыми словами
Простыми словами, Профанация – это обращение с оскорблением или неуважением, без деликатности.
Синонимы:
осквернение, кощунственное поведение, богохульство
Современное понятие и использование термина профанация.
Прежде всего это слово возникло как религиозный термин. Первоначально, профанация – это неуважительное отношение к сакральному. Однако сегодня слово также используется для обозначения поведения, характеризующееся невежественным искажением общеизвестных фактов.
Примеры профанации.
Приведем некоторые примеры профанации:
- подростки бросили туалетную бумагу в церковь;
- вор ограбил могилы людей на святом захоронении;
- материальная репрезентация божественных персонажей (иконы) в некоторых религиозных направлениях;
- преобразования церкви в здание светского назначения (например, в спортзал или зернохранилище, как это практиковалось коммунистической советской властью);
- строительство различных сооружений на месте кладбища.
Профанация архитектурных объектов.
Архитектурные объекты очень часто становятся ареной постоянной профанации, повторного использования и адаптации к другим, выгодным кому-то целям. Профанация архитектурного объекта означает его возвращение к общему, обыденному пространству, свободному от каких-либо скрытых значений. Он теряет свою ауру и возвращается в обычное использование. Например, здание, имеющее историческую ценность, власть города превращает в магазин или парикмахерскую, при этом вовсе не запрещая новому владельцу менять экстерьер и интерьер помещения.
В таких случаях профанация становится определением пороговых значений, границей, выше которой считается, что здание искажается. Если пороговое значение профанации превышается, то в определенных случаях становится возможным прибегнуть к доступным правовым механизмам, которые вмешиваются и восстанавливают порядок. Профанация заставляет осознать непоправимый разрыв между идеальным дизайнерским предложением и исторической или религиозной ценностью архитектуры.
Кто такой ПРОФАН — простыми словами.
Термин профан сегодня стал обозначать человека, не принадлежащего к определенной профессии или не являющегося экспертом в какой-либо области. Это кто-то, кто не обучен или не имеет подробных знаний по конкретному предмету.
В религиозном смысле синонимом слова профан является мирянин, лицо, не принадлежащее к духовенству, то есть это человек, который также исповедует религию, но не священнослужитель, принадлежит к религиозной организации, но не имеет специальной подготовки. Это первоначальное определение слова.
В более общем плане этот термин теперь может применяться к любому неспециалисту в определенной области. Например, человеку, который специально не изучал медицину, но любит дискутировать по поводу болезней, их симптомов, вакцинации или же лечения, можно сказать:
Ты не можешь давать советы, как лечить эту болезнь! Ты профан в этой области!
Концепция профанации Джорджо Агамбена
Джордж Агамбен является автором работы под названием «Профанации» («Profanazioni»), где он подробно описывает идею профанации с юридической и исторической точки зрения. Философ отмечает, что священное или религиозное – это те вещи, которые так или иначе принадлежали богам. По этой причине они были исключены из свободного использования и торговли. Они не могли быть проданы или переданы в залог. Идея профанации, по его мнению, проистекает из этого ограничения и заключается в его нарушении. Для Агамбена профанация лучше всего понимается в связи с другим термином – посвящение. Если посвящение было термином, обозначающим выход из сферы человеческого использования, то профанация означала возвращение чего-то в свободное пользование человечеством. Таким образом, профанация – это возврат вещей, которые были освящены, в их первоначальный (несимволический, неметафорический) контекст.
Дихотомия сакрального и профанного.
Эмиль Дюркгейм, французский философ, предложил концепцию дихотомии сакрального и профанного как центральной для религии. Согласно ей, сакральное презентует интересы определенного общества и реализуется в его символике. Профанное представляет светские личные, а не групповые проблемы. Дюркгейм не отождествлял дихотомию сакрального и профанного с оппозицией добра и зла, считая, что священное, как и профанное, может быть и добром, и злом.
Идеи Дюркгейма об универсальной природе этой дихотомии для всех религий и культов критиковало много ученых. Например, Джек Гуди в своих исследованиях сделал вывод, что в некоторых обществах даже не существует слов, которые соответствуют терминам «сакральный» и «профанный». Он отмечал, что различие между сакральным и профанным – это результат европейской философской мысли.
Даже преданные Дюркгейму ученики, такие как Марсель Гране, обнаружили в его эмпирической работе о религии в Китае, что там дуализм сакрального и профанного не отмечен. Однако наиболее разрушительной была работа Станнера, основанная на полевых исследованиях с австралийскими аборигенами. Дюркгейм утверждает, что, поскольку ни один человек не может быть членом двух частей, именно это радикальное разделение отражается в религиозной мысли и в основе различия между священным и профанным. Полевые исследования Станнера показывают, что на самом деле члены разных фрагментов действительно смешиваются и что эти фрагменты радикально не отличаются. Группы могут смешиваться, сохраняя при этом свою идентичность, и, следовательно, ни их социальная организация, ни их концептуальное мышление не отражают дуализм, который им приписывает Дюркгейм.