Cпидран (Speedrun) — это сленговый термин, который означает прохождение видеоигры от начала до конца, с целью завершить ее в кратчайшие строки. Спидран может охватывать целую игру или выбранную ее часть, например, один уровень. Помимо максимально быстрого забега к финишу, данный вид прохождения видеоигр, может налагать дополнительные требования к спидраннеру во время игры.
Что такое ЛОНГПЛЕЙ и чем он отличается от СПИДРАНА.
Противоположностью Спидрана, является Лонгплей (Longplay), где задача у игрока не пройти игру как можно скорее, а наоборот, проходить ее как можно дольше и качественно. При этом, стараясь заглянуть в каждый уголок и под каждый кустик, получив во время прохождения, максимально большое количество пройденного процента от игры.
Зачем и кому нужен Спидран.
В первую очередь, спидраном увлечены те геймеры, которые хотят привнести в свой игровой опыт больше соревновательного элемента, чем изначально присутствует в игре.
Зачастую, игры, основанные на соревновательном геймплее, как правило, являются онлайн или мультиплеерными. В таких играх, цель — это победа над противником, путем устранения его игрового персонажа или же победа путем получение большего количества игровых очков, чем у команды соперника.
Но как показать что ты круче в одиночных играх, где нет рейтингов и соревновательного эффекта? В такие моменты и на помощь приходит спидран. Хотя и у спидранеров бывают разные мотивы пускаться во все тяжкие, будь-то обычное желание повеселиться самому или повеселить других, или же лучше узнать ту или иную игру, вплоть до мельчайших деталей и секретов. Но, все же, наиболее распространенный мотив — это соревнование с собой, временем и другими спидранерами.
История возникновения Спидрана.
Сложно сказать, когда появился спидран на самом деле. Формально, зарождение данного жанра началось в эпоху появления таких игр как: Doom, Quake и Wolfenstein 3D. Именно в шутерах от первого лица, спидран получил свою первую популярность среди масс геймеров.
По факту, первые спидраннеры встречались задолго до появления шутеров от первого лица. Такие спидранеры проходили различные игры в залах игровых автоматов или дома, сидя за игровой приставкой. Но все же, «Doom» является первой игрой, которая имела свои вебсайты посвященные рейтингам и скоростным прохождениям данной игры. На таких сайтах, можно было посмотреть рейтинги других игроков или же видеозаписи спидранов. В дальнейшем, популярность у спидранеров постигла игру «Quake», которая также имела свои сайты посвященные скоростному прохождению. Также, стоит отметить легендарную серию игр «Metroid», которая заняла важное место в истории становления данного состязания.
Первой, из популярных у спидранеров игрой этой серии, стала «Super Metroid» выпущенная в 1994 году. Игра имела в себе большое количество разного рода способностей у героя, которые позволяли спидраннеру проходить игру на свой манер в зависимости от той или иной ситуации. Грамотное использование умений позволяло проскакивать мгновенно целые локации. Также, сама игра поощряла игроков за быстрое прохождение уровней.
Виды спидранов.
Глобально, скоростное прохождение делится на 2 типа:
Cпидран в реальном времени (Real Time Speedrun) — это спидран, который осуществляется игроком в настоящем времени и без использования кодов, расширений и инструментов разработчиков. Другими словами, это честное прохождение на скорость лишь силами игрока. Именно этот тип спидрана, является истинным спидраном. Итог прохождения игры определяется только навыками и реакцией игрока, а также его знанием и опытом в этой игре.
Cпидран с использованием кодов и инструментов эмулятора (Tool-assisted speedrun) — этот тип спидрана, создан в первую очередь для развлечения зрителей.
Данный вид спидрана создается путем манипуляций с эмулятором, где игрок может использовать различный функции для облегчения прохождения, а также создания идеальных забегов. С помощью таких внешних инструментов можно использовать функцию сохранений в любой момент, а так же, пошагово отматывать действия назад, или использовать программные данные для считывания переменных непосредственно из памяти игры, предоставляя игроку информацию, которая обычно недоступна для них. В результате, эти возможности позволяют обойти человеческие ограничения, такие как умения и рефлексы.
Нередко, «TAS» не играется пользователем в прямом смысле этого слова. Довольно часто, вместо игры самому, пользователь программирует каждый шаг персонажа на экране кадр за кадром. Таким образом, эмулятор проигрывает эту последовательность кода, имея на выходе идеальный забег без ошибок и медлительностей.
Многие поклонники спидрана, не считают данный вид прохождения истинным или настоящим, и по этому, не проводят по нему каких либо соревнований или таблиц рекордов.
Баги и глюки в Спидране.
Многие фанаты или любители спидранов, нередко критикуют тех cпидранеров, которые используют в своих забегах баги, глюки и недоработки самих разработчиков игр, считая, что это не является честным спидраном. Таким образом они якобы нарушают задуманные разработчиками правила прохождения игры. На самом же деле, использования глюков и недоработок игры, не является чем-то запрещенным. Разработчики игр никогда не диктуют буквальных правил прохождения их игр, а значит, игрок вправе проходить игру так, как ему это заблагорассудится. Если же оказалось, что какая-то часть модели или текстуры в игре имеет в себе недоработки, и пройдя через нее игрок сможет изрядно сократить себе путь, то это по-прежнему будет являться честным прохождением. Если читов или постороннего программного обеспечения спидраннер не использовал, а опирался лишь на то, что предоставили ему разработчики в геймлпее, то такой забег считается честным.
Следуя из вышесказанного, спидранеры довольно часто используют недоработки игр в плюс к скорости своего прохождения. Это могут быть всевозможные манипуляции с объектами игры, с игровой физикой, а также логикой. К каждой игре подход индивидуальный, и чем больше спидранер знает о лазейках игры, тем больше выгоды он может возыметь. Нередко, такие просчеты разработчиков приводили к тому, что их игры, рассчитанные на десятки часов игрового времени, проходились спидранерами за считанные часа, а иногда даже и минуты.
А вот использование читов, разрешено только в «TAS» спидране, и запрещено в любом виде при честном забеге.
Цели в спидране.
Типы спидрана, также можно поделить на категории по тем целям, которые преследуют спидранеры. Таких видов спидрана достаточно много, но хотелось бы отметить самые основные.
Прохождение на любой процент (Any%). Является самым популярным и распространенным видом спидрана. В данном типе, игрок сам устанавливает для себя процент от игры, который он собирается пройти. Это может быть только основной сюжет без всего остального, или же с некоторыми игровыми предметами, способностями или наградами. Также, это может быть неполное прохождение, а лишь определенный уровень или локация.
Полное прохождение всего (100%) — говорит сам за себя. Cпидранер должен пройти контент игры по максимуму. Это может быть прохождение всех доступных квестов, выполнение всех доступных задач и посещение всех локаций в игре. Также, сюда входит собирательство всех возможных коллекционных предметов в игре, умений, а также прочих предметов в игре, которые возможно заполучить.
Прохождение на любой процент без сохранения игрового прогресса или выходов из игры. Все те же задачи, что и в «Any%», но прохождение поставленных целей должно достигается в одной игровой сессии, а также без сохранения игрового прогресса.
Прохождение с наименьшим возможным процентом (Low%) — заключается в том, что спидранер должен пройти игру с наименьшим использованием ресурсов игры.
Прохождение без использования игровых глюков (Glitchless) — это прохождение, где спидранеру запрещено использовать все недоработки разработчиков игры. Игрок должен проходить игру максимально честно и так, как это задумывалось разработчиками без всевозможных лазеек.
Время.
Контроль и подсчет времени в спидране можно поделить на две категории:
- Real Time Attack (RTA) — Считается общее время в игре, включая пребывание в различных меню, загрузочных экранах или игровых заставках, а также в заскриптованных сценах.
- In-Game Timing (IGT) — Считается время, которое проводится непосредственно в самой игре, где игрок имеет прямое управление игровым персонажем.
Спидран — важные ресурсы и события в сфере.
Вебсайт «speed demos archive» — это основной и самый большой ресурс, посвященный скоростному прохождению игр. На нем, можно найти тысячи различных видео спидранов в высоком качестве. Сайт и по сегодняшний день продолжает расти и развиваться, наращивая базу видеоматериалов.
Корни сайта ведут еще к 90-м годам, когда он был посвящен скоростным прохождением только одного шутера «Quake», но сейчас, его база игр имеет сотни наименований.
С 2010 года, руководства сайта взялось спонсировать два ежегодных благотворительных ивента, а именно «Awesome Games Done Quick (AGDQ)» и «Summer Games Done Quick (SGDQ)» На этих мероприятиях, игроки со всего мира могут показать свое мастерство по скоростному прохождению абсолютно любой игры вне зависимости от бюджета, жанра или возраста игры. Ивент как правило имеет прямую трансляцию, которая проходит на сервисе «Twitch», а все вырученные деньги от рекламы и доната идут на благотворительность. Обычно, это «Фонд Профилактики Рака» и фонд «Врачи без границ».
Первый благотворительный ивент прошел в январе 2010 года, и сумел собрать 10 тысяч долларов. В дальнейшем, с каждым годом, выручка средств лишь росла и продолжает расти по сегодняшний день.