Легитимность – это вера в то, что правитель, институт или лидер имеют право управлять.
Что такое ЛЕГИТИМНОСТЬ — определение, значение простыми словами.
Простыми словами, Легитимность – это законность чей-то власти.
Происхождение понятия «легитимность».
Слово «легитимность» произошло от латинского «legitimitas». В средние века это называлось «legalimitas», что на английском языке интерпретировалось как «законный». Цицерон использовал слово «легитимный» для обозначения власти, установленной законом. Позже слово «легитимность» использовалось для обозначения традиционных процедур, конституционных принципов и принятия традиций. Еще позже к его значению был добавлен элемент «согласие». Согласие считалось сутью легитимного правила.
Значение легитимности менялось от века к веку. В средние века его использовали для выражения настроений, направленных против узурпации власти. Но теперь все революции или государственные перевороты нельзя назвать незаконными. Революцию Бангладеш против Пакистана, направленную на обеспечение свободы, нельзя назвать незаконной. Таким образом, новые принципы легитимности часто заменяют старые принципы. Легитимность не является синонимом моральных убеждений или хорошего поведения. Это только основание для оправдания действий власть имущих.
Что такое Легитимность политической власти.
Легитимность лежит в основе всего политического дискурса и определяет большую политическую конкуренцию как в развитых, так и в менее развитых обществах. Легитимность связана с социальными, экономическими и политическими правами, и это то, что преобразует силу принуждения и личное влияние в прочный политический авторитет. Это принятие неравных политических отношений, когда одни получают, берут на себя или наследуют власть над другими. Легитимность власти критически важна для политического порядка, стабильного мира и развития общества. Она делает коллективный социальный порядок более
- эффективным,
- согласованным,
- справедливым.
Ученые о легитимности.
Том Тайлер говорит, что, если власти «не считаются законными, социальное регулирование становится более трудным и дорогостоящим». Легитимность государственной власти же позволяет правителям управлять с минимальным применением силы и дает право тем, кто находится под властью, ожидать, что политическая власть будет использоваться для достижения общего блага, в отличие от узких личных или партийных интересов.
В современную эпоху Макс Вебер первым сформулировал концепцию «легитимности». По его словам, легитимность основана на «вере».
Власть эффективна, только если она легитимна. Несомненно, власть имеет право использовать принуждение, но это не ее главный элемент. Власть должна основываться на легитимности, иначе она может оказаться неэффективной.
Роберт А. Даль пишет:
Лидеры политической системы стараются гарантировать, что всякий раз, когда государственные средства используются для разрешения конфликта, принимаемые решения широко принимаются не только из-за страха насилия, наказания или принуждения, но и из убеждения, что это морально правильно и уместно. Согласно одному из вариантов использования этого термина, правительство считается легитимным, если люди, которым адресованы его приказы, считают, что структура, процедуры, действия, решения, политика, должностные лица, руководители или правительство обладают качеством жесткости, приличия или морального совершенства, короче говоря, правом устанавливать обязательные правила.
Таким образом, Даль ясно дает понять, что легитимность – это качество строгости, приличия или моральной добродетели. Все правительства пытаются доказать, что их действия законны и, следовательно, обязывают людей придерживаться их. Армейский командир, который устраивает переворот и захватывает власть, также пытается доказать правомерность или моральную состоятельность своего действия. Правительство «де-факто» становится «де-юре» после получения легитимности.
Согласно Дольфу Штернбергеру:
Легитимность – это основа государственной власти, которая, с одной стороны, заставляет правительство осознавать свое право на управление, а с другой – дает возможность управляемым осознать это право.
Источники легитимности
Согласно Максу Веберу, есть три источника легитимности:
- Традиция. Легитимность может основываться на устоявшейся вере в одобрение древних традиций и на необходимости подчиняться лидерам, которые осуществляют власть в соответствии с этими традициями.
- Исключительные личные качества. Легитимность может быть основана на образцовом характере или харизме отдельного человека.
- Законность. Легитимность может основываться на вере в то, что власть осуществляется законным способом. То, что делается на законных основаниях, считается легитимным.
Таким образом, Вебер определил три основы легитимности, то есть законного правления в обществе:
- рационально-правовое,
- харизматическое,
- традиционное.
Грейс А. Джонс описала следующие источники легитимности в контексте британской политической системы:
- Преемственность политических и социальных институтов.
- Традиция ненасилия.
- Религиозные верования.
- Вера в ценности.
- Избирательный процесс, свобода и единодушие.
- Скоординированное и интегрированное общество и преемственность его традиций.
- Адаптивная политическая культура.
Типы легитимности.
Дэвид Истон описывает три типа легитимности:
- идеологическая легитимность (источником этого типа легитимности является преобладающая в обществе идеология – сформулированный набор идеалов, целей и задач, которые помогают членам общества интерпретировать прошлое, объяснять настоящее и обеспечивать видение будущего);
- структурная легитимность (основой этого типа легитимности являются структуры и нормы режима, которые члены конкретной системы принимают как законные);
- личностная легитимность (если поведение и личность тех, кто оказывает помощь в управлении делами, имеют доминирующее значение и если члены общества считают эти авторитеты заслуживающими доверия, это называется личностной легитимностью).
Концепции легитимности
- Субъективный подход
Эта концепция основана на работе Макса Вебера, который подчеркивает макро социальные последствия веры граждан в легитимность своих правителей. Вебер утверждал, что присутствие законной власти структурирует общество таким образом, что даже те, кто не разделяет веры в его законность, сталкиваются со стимулами вести себя так, как будто они это сделали. Он назвал это «обоснованностью» социальной системы.
- Объективный подход
Легитимность зависит от соответствия между правилом и внешним моральным стандартом. Аллен Бьюкенен представляет эту точку зрения, когда он предполагает, что «легитимность государств и, в конечном итоге, самой международной правовой системы должна быть определена в терминах некоторого порогового приближения к полной или совершенной справедливости…», а базовые права человека должны служить этим порогом. Бьюкенен предлагает признавать государства легитимными (и, следовательно, приветствовать их в международном сообществе) в той мере, в какой они соответствуют основной цели уважения индивидуальных прав человека. Этот подход основан на нормативной политической теории и направлен на выявление нормативно приемлемых структур правления. При этом подходе не важно, что люди на самом деле думают о законе или норме.
Различия между объективным и субъективным подходами к легитимности режима.
Различия между этими двумя подходами очевидны в их разных ответах на вопрос, было ли нацистское правительство легитимным или нет. Чтобы ответить на этот вопрос, субъективный подход должен выяснить, считают ли граждане свое правительство законным, верят ли они, что оно имеет право управлять? Если это так, то, вероятно, будут иметь место социальные последствия легитимности.
Объективный подход дал бы ответ на вопрос, сославшись на неспособность этого правительства удовлетворить минимальные моральные требования, которые оно устанавливает для правительства, и таким образом решил бы, что нацистское правление было незаконным, независимо от того, что некоторые люди думали по этому поводу.
Итоги.
Из приведенного выше анализа очевидно, что легитимность – это не просто абстрактное или моральное чувство. Это понятие, связанное со всей политической системой. Это убеждение, которое побуждает людей признать, что установление обязательных правил со стороны должностных лиц или руководителей правительства является моральным и правильным. Легитимность позволяет правителю управлять с минимальными политическими ресурсами и является ядром демократии.